matianis cnobebi sionis RvTismSoblis xatis Sesaxeb |
Летописные сведения о Сионской иконе Божией Матери |
Annalistic information about icon of Our Lady of Sioni |
Летописные сведения о Сионской иконе Божией Матери
Т.н. «Жамт`а-аг`мц`ерели» («Летописец», анонимный автор XIII-XIVвв.)
[1227 г. Нашествие на Грузию и взятие Тбилиси войсками хорезмийского султана Джалаэддина]
И так сильно захватив город, стал опять султан творить злейшее зло над христианами. Настолько свирепо уничтожал, что полны были улицы, речки и ущелья убитыми, и мертвых большей частью сбрасывали в Мтквари1. При этом не укротился лжезаконный2 тот и гнусный, придумал и иное зло, поминать которое постыдным кажется мне, ибо горем и слезами обымаюсь, как же мы прогневали милостивого и снисходительного Бога, чтобы не миловать нас. Начал рушить церкви3, даже до основания изрывать, ради чего дерзнул и принялся сокрушать купол Сиони4 и на нем строить гнусное седалище свое, которое мостом высоким и длинным вымостил для восхождения. И это приложил, что образ Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, который пребывал в Сиони, приказал доставить и у входа на мост положить навзничь, и приказал всем тем захваченным христианам, мужам и женам, с принуждением попирать честные образа и оставлять закон5. Если не сделают, отсекать головы. И как исполняли повеленное то, приводили мужчин с женами и принуждали так поступать. Многие же блистательное показали одоление, не согласившись оскорбить святые образа и оставить закон6. Многое же множество мужей и жен обрелись мужественными, которые получили венец мучения, которое исчислить невозможно из-за множества, ибо думаю, что до десяти десятков тысяч поднялось число убиенных7.
Грузинский текст: «Картлис цховреба (Жизнь Картли). Собрание грузинских летописей. Текст установлен С. Каухчишвили по всем основным рукописям. Тбилиси, «Советская Грузия», т. II. 1959, сс. 177-178.
Русский перевод (прот. Иосиф Зетеишвили). Ж. «Символ», N 46, сс. 249-250. См. также "Символ", № 36, сс. 266 – 267.
Т.н. «Ахали Картлис цховреба» («Новая Картлис цховреба», XVIII в.)
[1531 г. Нашествие на Грузию и взятие Тбилиси войсками персидского шаха Исмаила]
Хороникон8 219. И пришел шах Исмаил и обложил крепость Тфилисскую9 и воевал ее сильно. Тогда пообещали большие дары крепостному главе тому Тфилисскому, и таким образом прилек главу того, и отдал ему крепость. И захватил он и крепость и город, и сотворил много зла. Сокрушил святые церкви, и осквернили святыни, и множество икон и крестов испоганили. И сам <шах> собственной рукой сокрушил Сионскую Богоматерь и содрал с нее многоценную ризу, грузинскими царями с упованием украшенную; этот нечестивец схватил нагло скверной своей рукой и сокрушил ее, и бесценные те камни и жемчуга взял себе, а святую эту доску обнажил сильный10 нечестивец Исмаил-шах. И положил ее в проходе моста11, который находится в крепости Тфилисской. И схватили множество христиан, и пригнали их к мосту, и насилием принуждали попрать ногою икону ту. Некоторые из христиан отнюдь отверглись пройти по мосту и попрать икону Святой Госпожи нашей, и многие избрали смерть и не попрали икону ту, и были отсечены святые и всехвальные головы их. И ныне они наслаждаются среди тех цветов неувядаемых со святыми сорока мучениками12. Некоторые же из христиан склонились по плотской немощи и лишились Царствия, ибо ничего не выторговали, и удалились с собрания пустыми. А когда исполнил все злое сильный нечестивец Исмаил-шах, тогда сбросили икону ту Святой Царицы нашей Богородицы в реку Мтквари. И унесла икону ту вода та, и ушла она вдоль по течению. И вот диво то и чудо от иконы той, ибо никак не удалилась от своего храма, но было некое в реке той дерево ивовое стоящее, и прислоненную к низу его, покоящуюся ниц увидел ее некий пастух, идущий в Кахети, и в проходе воды взял ее и весьма обрадовался, и поклонился ей пастух тот. Взял и преподнес ее владетелю Кахети господину тому Левану; и возрадовался весьма, и даровал пастуху тому милость многую. И начал второй раз украшать икону ту, и сколько мог, показал прилежание великое и украсил так, как ныне смотрится Сионская Богоматерь. И опять надписано на иконе той житие владетеля Кахети Левана. И когда исполнил икону, проводил ее с великой честью в Сион, и пребывает оттоле даже доныне преукрашенная Леваном.
Грузинский текст: «Картлис цховреба (Жизнь Картли)». Собрание грузинских летописей. Текст установлен С. Каухчишвили по всем основным рукописям. Тбилиси, «Советская Грузия», т. II. 1959, сс. 495-496.
Русский перевод (прот. Иосиф Зетеишвили). Ж. «Символ», N 36, сс. 266-250. В текст перевода внесены поправки.